Украинцы в Республике Коми - Искуство

Среди высококвалифицированных артистов лагерных театров  значительную часть составляли представители украинской национальности. Так, одним из первых художественных руководителей Ухтинского лагерного театра был ведущий артист Харьковского украинского театра им. Т.Шевченко И.И.Гирняк. Отсутствие в репертуаре современных пьес И.Гирняк восполнял постановкой спектаклей по юмориcтическим  рассказам украинского писателя-сатирика П.М.Губенко, литературный псевдоним Остап Вишня. Сатирик отбывал срок в лагерном  поселении  Кедровый Шор  Печорского района по ст.58 в период 1933-1943гг. В том же театре, уроженец полтавской области, композитор и дирежер П.Л.Боцюк, организовал мужскую хоровую каппелу,  основу которой составляли  украинцы.  Несмотря на статус  заключенного  П.Боцюк продолжал создавать музыкальные произведения. Известны его «Ухтинский вальс» на стихи Лидина-Барятинского, «Ухтинский марш» и др.  Позже  З.З.Сердюк, выпускник Пражской консерватории, до заключения работавший заведующим литературно-музыкальной частью Всеукраинского радиовещания в Киеве, из капеллы создал и возглавил хор лагерного театра . В становление Государственного музыкального театра Коми АССР большой вклад внесли солисты Воркутинского лагерного театра Б.С.Дейнека и В.М.Ищенко.

Борис Степанович Дейнека (1902-1984гг.), выпускник Московской консерватории, а затем аспирантуры, оперный певец, лауреат Собиновской премии, в исполнении которого впервые по Всесоюзному радио прозвучала патриотическая песня И.Дунаевского «Широка страна моя родная», автор 40 звукозаписей оперных партий, арий и романсов на Всесоюзной фабрик звукозаписи в 1934-1936гг. В 1942г. был осужден и  по ст.58 и приговорен к восьми годам заключения. Отбывал наказание в Воркутлаге, где с таким же  арестантом, бывшим художественным  руководителем  Большого театра  Союза ССР,  Б.А.Мордвиновым организовали лагерный музыкально-драматический театр. После освобождения в 1953 В.Дейнека обратился в правительство Коми с инициативой об организации  в Сыктывкаре музыкального театра. В 1957г. вышло Постановление Совета Министров Коми АССР «Об организации музыкального театра в Сыктывкаре». Большинство  труппы составляли  «спецконтингент» и освобожденные из лагерей.  Б. Дейнека был удостоен почетного звания «Народный апртист Коми АССР».

Валентина Мефодьевна Ищенко в течении 25 лет являлась ведущей солисткой труппы Сыктывкарского музыкального театра. Она родилась  23 февраля 1918 года в Киеве. До войны успела закончить три курса вокального отделения Киевской консерватории. Пела в Полтавском оперном театре. В 1946г. была осуждена по ст.58 и этапирована в Воркутлаг. После освобождения в 1952г. в течении двух лет ей было запрещено петь в связи с запретом работать в «идеологическом» учреждении. В 1955г. в период политической «оттепели» В.Ищенко начинает  концертную деятеьность и уже в 1960р., ей, первой в республике из нереаьилитированных работников культуры, присваивается звание заслуженной артистки Коми АССР.

gazeta1.JPG   gazeta2.JPG 

Яков Сергеевич Перепелица, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Коми АССР(1927-1999гг.) в восьмилетнем возрасте в составе семьи раскулаченных в 1935г. был выслан из Липетского района Харьковской области в  Коми АССР. В Сыктывкаре окончил музыкальную школу, затем музыкальное училище по классу баяна. Творческий путь начинал в Усть-Куломском колхозно-совхозном театр летом 1941г.В 1942-1956гг. работал сначала концертмейстером, затем хормейстером Государственного ансамбля песни и , танца Коми АССР. С целью пополнения репертуара Я.Перепелица осуществлял записи коми народных песен, разъезжая с концертами по районам республики. По мнению  Коми композитора П.И.Читсалева, творчество Я.Перепелицы расширило границы коми национальной музыки, способствовало развитию песенных форм.

 

Яркую страницу в истории становления Коми  Государственного музыкального театра вписала солистка балета О.Коханчук, исполнительница одной из главных партий балета  «Яг-Морт». Ольга Васильевна Коханчук родилась в 1942г. в г.Константиновка Донецкой области. Школьные годы прошли в Сыктывкаре. Училась в пермском государственном хореографическом училище, затем работала солисткой балета Коми государственного музыкального театра. За большой вклад в развитие национальной хореографической культуры О.Коханчук удостоена звания народной артистки Коми АССР, награждена «Знаком Почета». За достигнуты творческие успехи   музыкальный театр Коми АССР в 1992г. получил более высокий статус - Государственный Театр оперы и балета Республики Коми.

 

АиФ Коми, выпуск 13 (637) от 31 марта 2011 г.

Танцующий леший

Полвека назад в Сыктывкаре готовились к событию по меркам республики грандиозному — премьере первого национального балета «Яг-Морт». Представить спектакль публике должны были в августе, в дни празднования 40-летия Коми АССР.

Декорации и костюмы для четвёртой версии балета придумал художник Юрий Самодуров.

Музыку к балету написал Яков Перепелица, украинец, волею судьбы оказавшийся в наших краях ещё в детстве. Почему за основу взяли историю великана-лешего, грабящего людей и похищающего красавиц? Идея, что называется, витала в воздухе. Сюжетом этой сказки был увлечён артист ансамбля «Асъя кыа» Геннадий Тренёв, в результате он стал автором либретто. Коми художник Василий Игнатов жил и трудился в Москве, но в своих работах снова и снова возвращался к легенде о Яг-Морте. Наверное, никто иной тогда не мог придумать лучших декораций и костюмов к этой истории (см. рисунок). Первого постановщика, балетмейстера Григория Ваховского сюжет «Яг-Морта» привлекал своей сценичностью: он позволял продемонстрировать и лирическую линию красавицы Райды и охотника Тугана, и гибельную страсть великана, и весёлые игры молодёжи, и сражение сельчан с лесной нечистью. Легенда очень проста, так что авторы её даже немного усложнили, добавив персонажей, в частности, колдунью Ёму — помощницу Яг-Морта. А также изменили финал сказки: люди успели спасти Райду, чудовище её не погубило.

Красавец Яг-Морт

Ваховского позже критиковали за то, что он не рискнул сделать спектакль по-настоящему самобытным, мол, охотник у него выступает, как типичный принц у Петипа, и зырянки делают реверансы, как француженки. Но сама музыка, плотно «замешанная» на коми фольклоре, отдельные сцены, выстроенные на народных играх и танцах, фантастическое художественное оформление искупали очень многое. Спектакль получился великолепным, хотя делался в не самых лучших условиях.

В 1959 году музыкальный театр был объединён с драматическим, и несколько лет танцоры и вокалисты делили сцену и гримёрки с трагиками и комиками.

— Было и страшно, и интересно, и захватывало так, что не замечали ни времени суток, ни погоды, ни зимы с летом, — вспоминает подготовку спектакля заслуженная артистка России Ольга Коханчук, первая исполнительница роли Райды.

kohanchuk.jpg

1961 год, первая постановка. Дуэт Райды (Ольга Коханчук)  и Тугана.

— А репетировали мы, не поверите, над продуктовым магазином, — рассказывает народная артистка Коми Инна Чуистова, участвовавшая в первой постановке «Яг-Морта» сначала в качестве подруги Райды, потом в роли Ёмы. — Он находился на улице Советской, на первом этаже здания, где сейчас библиотека Маршака, а на втором были какие-то подсобные помещения, две комнаты выделили под занятия артистам. Одну вокалистам, другую нам. Балетная труппа нашего театра и сейчас мала, а тогда было ещё тяжелее, каждый танцор буквально на вес золота. Так что одну из ролей в «Яг-Морте» сыграла… певица Валентина Ищенко.

Заглавная партия досталась Владимиру Шестакову.

— Он был очень артистичен, убедителен, — вспоминает И. Чуистова. — По задумке постановщика на сцену Яг-Морт шёл через зал. Что там творилось! Маленькие зрители орали во весь голос, кто от восторга, кто от ужаса. Многие его потрогать пытались.

— Да, он был невероятный Яг-Морт! — подтверждает О. Коханчук. — В жизни — очень красивый мужчина, а в спектакле так умел перевоплотиться в чудовище, что я его по-настоящему боялась, мне и играть не надо было!

Роль Тугана в первой постановке примерили на себя три Игоря — Марцинковский, Есаулов, Кочетков, а также Михаил Трофимов.

Спектакли проходили с аншлагом. Вскоре после премьеры артисты поехали на гастроли по Коми, потом — за пределы республики. Спектакль получил диплом первой степени на всероссийском смотре, его увидели в Ленинграде, Архангельске, Кирове, Ижевске. В марте 1962-го нашему балету аплодировали в Кремлёвском дворце съездов.

— Я на такой высокий уровень впервые попала, столько было страха, что не замечала, ни кто в зале сидит, ни кто потом на банкет пришёл, — говорит И. Чуистова. — Запомнился только Леонид Утёсов.

Логово с кроватью

Через девять лет «Яг-Морта» обновили. За постановку взялась Любовь Бордзиловская, а в 1977-м свою версию коми истории красавицы и чудовища сделал Леонид Флегматов. Наконец, пять лет назад, появился четвёртый вариант, где постановщиком выступил Борис Мягков.

Каждый привносил что-то своё. Например, третья версия отличалась обилием бутафории, огромными масками, в которых щеголяла лесная нечисть.

— А в логове Яг-Морта стояла большая кровать, — рассказывает главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета РК Любовь Сизова, танцевавшая в постановках 1970 и 1977 годов. — Помню, я в роли Ёмы по ней прыгала, размахивая ленточкой, украденной у Райды. А когда за спектакль взялся Мягков, он от этого предмета мебели отказался. Заявил: «Если бы у меня в балете была кровать, на ней бы происходило то, что должно происходить на кровати! А поскольку ничего такого нет…» Теперь на сцене всего по минимуму, логово изображают две коряги. На мой взгляд, последняя постановка самая удачная, к тому же очень современная. Ничего лишнего, всё передаёт танец.

Участников первой версии «Яг-Морта» в Коми осталось не так много. Умерли Перепелица, Тренёв, Игнатов, Шестаков. Ольга Коханчук вместе с мужем Игорем Кочетковым уехали в Москву, где сейчас преподают. Игорь Есаулов живёт в Ижевске, пишет книги о балетной науке.

— Так хотелось бы посмотреть запись той премьеры полувековой давности, телевидение её снимало, — говорит Инна Чуистова. — Но плёнки давно утилизированы — стране было нужно серебро! Говорят, остался только маленький отрывок…

 

Анна ПОТЕХИНА

Фото Государственного театра оперы и балета РК  и из фондов Национального музея РК, рисунок с сайта www.artlad.ru