Из истории украинцев Республики Коми

Україна (Сиктивкар)

Из истории украинцев Республики Коми

К 80-летию отправки на Европейский Север первых спецпереселенцев

 Через депортации и оргнаборы

По данным Всероссийской переписи 2002 года в Республике Коми проживало 62115 украинцев. Значительная часть из них прибыла на север страны не по своей воле.

Граждане, высланные в принудительно порядке в период репрессивной политики государства с мест постоянного проживания в отдаленные районы Советского Союза в 1930-1950-х годах, именовались спецпереселенцами. В наш северный край спецпереселенцы начали заселяться с 1930 году в ходе массовой коллективизации и раскулачивания в центральных и южных районах Советского Союза. По данным исследований в Северный край из Украинской ССР в 1930-1931 годах было отправлено 19658 семей или около 100 тысяч чел.

1930, 15 июля – в 16 км от с. Грива Сысольского р-на был образован спецпоселок Воквад, находившийся в ведении Сысольского леспромхоза треста «Комилес». На 08.06.1933 г. в 30 бараках поселка жили 396 семей (1712 чел., в т.ч. 913 женщин, 799 мужчин и 655 детей). По трудоспособности: 1-й категории 906 чел., 2-й – 357, 3-й – 449 чел. За свой счет сельхозартелью были построены склад и газокамера. В отличие от многих других спецпоселков, здесь были своя небольшая больница на 20 коек и амбулатория при коменданте поселка, в которых работали врач, акушерка и медсестра, а также обслуживающий персонал из числа спецпереселенцев. Население поселка было многонациональным – русские, украинцы, киргизы, татары и др. 5-6 месяцев в году мужчины и работоспособные женщины были заняты на лесозаготовках, 1-2 месяца – на сплаве.(Спецпоселки в Коми области. С. 157–169.)
С 1936 г. в поселок Мадмас Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) заселяют спецпереселенцами и заключенными, среди которых были осужденные как по политическим, так и по уголовным статьям. Заготавливаемый лес шел на строительство Северо-Печорской магистрали, а в последствии в центральные регионы страны. С организацией Северного железнодорожного исправительно-трудового лагеря 10 мая 1938 года на территорию поселка стало поступать все большее количество спецпереселенцев. После окончания строительства железной дороги в пределах поселка Мадмас часть переселенцев перевели на другие участки, часть осталась на лесозаготовках. С 1950-х г.г. остался один профиль занятий населения поселка – лесозаготовка. Состав населения поселка изначально был многонационален. Большинство составляли русские. Было значительное количество евреев, немцем и белорусов. Немцы появились в 1942 –1943 г.г., это были депортированные немцы Поволжья. Кроме этого на поселении находились люди других национальностей: украинцы. эстонцы, поляки, армяне, латыши, турки, грузины, коми, финны, итальянцы.

Следующая волна заселения украинцами Коми связана с депортациями «социально чуждых элементов» из Западной Украины в 1940-1941 годах.

В конце Великой Отечественной войны появилась новая крупная группа украинских граждан – это жители южных и западных областей Украинской ССР, так называемые члены семей участников Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Репрессированные прибывали из Житомирской, Одесской, Станиславской, Ровенской, Тернопольской, Киевской областей, города Днепропетровска. На 1 января 1947 года в Коми АССР насчитывалось 5531 человек – членов семей участников ОУН-УПА.

В 1949 году украинцы составляли 9,5% от общего числа переселенцев, больше было только немцев и русских. К концу 1954 года только по Интинскому лагерю украинцы составляли 24% всех заключенных.

В 1956-1958 годах украинцы ехали на Север по так называемому оргнабору для работы на шахтах Воркуты и Инты. Доля украинцев в северной промышленной части Коми составляла 41,3%.

В последующие годы украинцы и их семьи ехали на Север в поисках лучшей доли. Предполагалось, что здесь можно больше заработать больше, чем за ту же работу на рідній Батьківщині.

В 1970-е г.г. за счет вербовки населения для лесозаготовок.  Специалисты – выпускники вузов и техникумов направлялись на Крайний Север по государственному распределению.

Украинские песни как антисоветская агитация

Украинцы - спецпереселенцы отличались религиозностью, любовью к своим народным песням, пытались несмотря ни на что сохранить народные обычаи и традиции. Многие, не скрываясь, в лагерных бараках вешали иконы и молились. Украинские песни они пели в дороге, на работе, в бараках, чем раздражали своих надзирателей.

Из воспоминаний очевидцев: «спецпереселенцы-оуновцы в дороге по пути в Коми АССР, в вагоне в канун Нового года пели гимн «Сичовых стрельцов». «Эту песню подхватил весь вагон. За вечер было спето много песен. Рождество тоже справляли всем вагоном и тоже пели украинские песни».

Традиционная любовь украинцев к песне, в том числе и лирической, трактовалась как контрреволюционное проявление. Песни были основанием для ареста и заключения. «Распевание националистических песен» было поводом для открытия дел о контрреволюционных сборищах. Так, в одном деле, заведенном на троих спецпереселенцев, указывалось в частности: «находясь на спецпоселке, указанные лица ведут злостную антисоветскую агитацию, на сборищах распевают националистические песни...». 

Александр ПАВЛЕНКО.

apavlenko9@yandex.ru

На світлині: Александр Павленко.