Украинцы Южного Урала.

21 Сентября 2016
Украинцы Южного Урала.
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 76994 украинца (2,1 процента от общего числа жителей), в 1989 году было 109615 (3 процента)

Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Их предки – племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов – вошли в состав Киевской Руси (IX-XII века). В документах этого государства восточные славяне назывались словом «русь», для единичного представителя этноса употреблялось существительное «русин». После распада Киевской Руси предки украинцев вошли в Галицко-Волынское княжество (XII-XIV века), Переяславское княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество. Позднее территория современной Украины влилась в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, затем была «прирезана» к Речи Посполитой (Польше). Немалую роль в истории и культуре Украины сыграло казачество и созданная им Запорожская сечь – административно-военное образование XVI-XVIII веков в нижнем течении Днепра. К исходу XVIII века все земли нынешней Украины, за исключением Галиции, Закарпатья и Буковины, вошли в состав Российской империи. Помимо закарпатских русин (сами они считают себя отдельным народом) к украинцам также относятся полесские этнографические группы (полищуки) и западноукраинцы (бойки, гуцулы, лемки).

Понятие «украина» долгое время применялось по отношению к пограничным, окраинным (украйным) землям. Термин «украинцы» как этноним появился в литературном русском языке в начале XIX века, но до начала XX века в России по отношению к украинцам в основном использовалось слово «малороссы» или «малорусы». В советское время оно было упразднено как «старорежимное» и «шовинистское». Крупные украинские диаспоры есть в России, США, Канаде и других странах. Среди славянских народов наши герои третьи по численности после русских и поляков (всего их в мире 45 миллионов 741,7 тысячи человек, на Украине – 37 миллионов 541,7 тысячи).

Украинцы в большинстве своем высокорослы, с преобладанием темного цвета волос, при этом преимущественно светлоглазые. Украинский язык относится к восточнославянской группе индоевропейской семьи. Письменность – на основе кириллицы. Для украинцев Украины характерен украино-русский билингвизм. Языком второго порядка в стране считается суржик – вульгарная смесь русского и украинского. Своеобразной проверкой уважения к Украине является то, как человек говорит: «на Украине» (неправильно) или «в Украине». Верующие украинцы – православные христиане. Главное блюдо – борщ . «Культовым» лакомством считается сало . Главный музыкальный инструмент – бандура . В наши дни Украина ассоциируется с «оранжевой революцией», группой «Виагра» и боксерами-профессионалами Виталием и Владимиром Кличко, завоевавшими все четыре пояса чемпионов мира.

Хохлы и западенцы

Наших героев часто называют хохлами . Слово какое-то некорректное. Как оно появилось? Обидно для украинцев или нет? По наиболее убедительной версии, «понятие» «хохол» произошло от прически наших героев. У украинских казаков голова бритая, но с темени свисает широкая прядь – «хохолок», «осидэльц» или «осилэдц». В Большой советской энциклопедии слово «хохол» отсутствует. В словаре В. Даля отмечено: «Хохол» – малороссъ, украинецъ, «хохлушка» – жена хохла». У С. Ожегова сказано: «Хохол» (устар. разговорное) – то же, что и украинец». Наши герои шутят, что украинцы живут на Украине, а хохлы – в других местах. То есть они не обижаются, когда их называют этим словом.

В массовом российском сознании сложился стереотип, что восточные украинцы нам ближе, а западные враждебны к России и русским, их еще называют западенцами. Насколько позволяет судить мой небольшой опыт общения с нашими выходцами с Запада Украины и современными западенцами, все не так однозначно. Тут много политической накипи. Западная Украина была присоединена к СССР в 1939 году, на ее жителей сразу обрушился репрессивный аппарат НКВД, он им показался неадекватно жестоким, и в дальнейшем эти шероховатости остались. А на межличностном уровне проблем почти нет.

Знаменитые украинцы

Великие украинцы: Богдан Хмельницкий (1595-1657 годы жизни) – знаменитый гетман Украины, основатель казацкого государства – Войска Запорожского (в Челябинске есть улица его имени); поэт Тарас Шевченко (1814-1861) – его литературное наследие считается основой украинской литературы и современного украинского языка; гениальный писатель Николай Гоголь (1809-1852) создал самые яркие образы украинцев; Леся Украинка (1871-1913) – писательница, поэтесса, фольклористка, активистка национального движения; Иван Франко (1856-1916) – писатель, поэт, ученый, публицист, духовный предводитель Украины. Академик Евгений Патон создал в Киеве первый в мире институт электросварки, его сын, глава Украинской академии наук Борис Патон, продолжил дело отца. Всем известен педагог Антон Макаренко. Павел Попович – первый космонавт-украинец и четвертый после Гагарина (был студентом магнитогорского техникума, окончил здешний аэроклуб). За ним к звездам полетели Георгий Гречко, Анатолий Филипченко, Юрий Романенко и другие. Самый известный политик Украины наших дней – Юлия Тимошенко (она носит фамилию мужа, отец ее не украинец). Другие политики: гетман Иван Мазепа; легендарный анархист времен гражданской войны Нестор Махно; экс-президент Украины Леонид Кравчук (один из трех подписантов Беловежского соглашения о развале СССР); губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко; экс-председатель Совета Федерации России Владимир Шумейко; бывший премьер-министр Казахстана Сергей Терещенко. Военные: нарком обороны СССР Семен Тимошенко; министр обороны СССР Андрей Гречко; трижды герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб; партизанский командир Сидор Ковпак. Российский бизнесмен Олег Дерипаска входит в список самых богатых людей мира. Деятели искусства: кинорежиссер Александр Довженко, театральный режиссер Роман Виктюк, композитор Владимир Ивасюк (автор песни «Червона рута»). Певцы разных жанров: Клавдия Шульженко, Ольга Воронец, Анатолий Соловьяненко, Александр Ворошило, Евгений Нестеренко, Владислав Пьявко, Анна Нетребко, Святослав Вакарчук (группа «Океан Эльзы»), Руслана Лыжичко (победитель «Евровидения»), Ани Лорак (Каролина Куек). Актеры: Николай Гринько, Богдан Ступка, Сергей Никоненко, Сергей Гармаш. Спортсмены: легендарный борец Иван Поддубный, великий прыгун с шестом Сергей Бубка, футболисты Андрей Шевченко и Анатолий Тимощук. Великий футбольный тренер Валерий Лобановский, его коллега Анатолий Бышовец.




Появление на Южном Урале

- Первые украинцы появились за Уралом в XVII веке как сосланные военнопленные, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов . – Территория Украины входила в ту пору в состав Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, которые вместе образовывали союзное государство. Его солдат, захваченных в плен, называли «литовцами» или «поляками». Украинцы сыграли немалую роль в духовной жизни и истории православия Зауралья и Сибири – с начала XVIII века архиепископскую кафедру в Тобольске занимали люди, окончившие Киевскую духовную академию, чаще всего украинцы по происхождению.

Много украинцев появилось на Южном Урале при создании Оренбургской военно-пограничной линии. С 1736 года на эти территории привлекают переселенцев, в первую очередь в гарнизоны крепостей, на казачью службу. В числе прочих «агитировали» и жителей украинских земель, запорожских казаков. В 1830-х годах, рассказывает писатель и краевед Александр Моисеев, один из поселков будущего Верхнеуральского района заселились переселенцы из Курской, Воронежской и Киевской губерний.

Окрестные башкиры не давали им житья: для приезжих у них отобрали выпасы и сенокосы. Большинство покинули тревожное место, остались самые смелые во главе с Акименко, у которого было девять сыновей. Поселок стали называть Смелый, а потом Смеловский. В конце концов смеловцы записались в казаки. Их сейчас около 500, есть среди них и Акименко.

Последняя крупная волна украинцев, влившихся в Оренбургское казачество, пришлась на последнюю треть XIX века – после упразднения реестрового казачества на Украине часть сословия подалась в Оренбургские казаки. В 1882 году украинцы составляли 10 процентов населения территории Оренбургского казачьего войска. Украинское население пополнялось также ссыльными – участниками восстаний в Западном крае и Малороссии. По переписи 1897 года, число украинцев в Верхнеуральском уезде: мужского пола – 325, женского – 293; в Троицком: м.п. – 397, ж.п. – 375; в Челябинском: м.п. – 643, ж.п. – 603, при этом в самом Челябинске 100 и 73 соответственно.

Немало украинцев переехало в наши края в ходе переселенческого движения на рубеже XIX-XX веков. Свободных земель на Украине не было, и часть крестьян подалась на поиски лучшей доли на восток. Этому способствовала и прокладка через Челябинск железной дороги в Сибирь (на Южном Урале, в растущих старых городах и в новых поселках при железнодорожной магистрали росло число малорусских ремесленников и железнодорожников). В сельской местности они селились отдельными деревнями. Как отмечает А. Моисеев, многие украинцы, преимущественно из Полтавской, Киевской и Херсонской губерний, закрепились в Троицком и Верхнеуральском уездах, где оставалось много целинных земель на войсковой территории. Значительное количество украинцев попало на Южный Урал при эвакуации из Волыни и Галиции в Первую мировую войну.

По переписи 1926 года, в Троицком округе (включавшем всю южную часть современной Челябинской области) более 6000 украинцев, в Челябинском округе (с пределах той его части, которая входит в теперешнюю область) – более 7000; Причем в Кочердыкском районе было особенно велико число переселенцев с Украины – 6357 человек. Здесь были крестьяне и казаки украинского происхождения.
На рубеже 1920—30-х годов украинцы ехали на опустевшие земли оренбургского казачества. Их приток был особенно заметен на территории ликвидированного Второго Верхнеуральского отдела ОКВ (современные Чесменский, Нагайбакский и Верхнеуральский районы). В 1930 году в будущем Чесменском районе украинцы на залежных землях возле Матушкина хутора основали колхоз имени Тараса Шевченко. В нынешнем поселке Тарасовка стоит памятник великому кобзарю. Ансамбль «Зоряна криныця» стал народным. На другом участке будущего района вырос поселок Новоукраинский.

В «Семейном альбоме Челябинской области» , который составлен в 2010 году, есть рассказ о братьях Иване, Дмитрии и Павле Лукьяненко . В 1929 году они были раскулачены. Попали на строительство ММК. Вскоре создали один из первых в городе автобусов на базе грузового автомобиля ЗИС-5. Братья воевали на фронтах Великой Отечественной, Павел погиб. 13 их детей трудились на комбинате.

Украинцы прибывали в наш край во время индустриализации и в годы политических репрессий. Они оседали в Еманжелинске, Копейске, Коркино и в селах. В области осталась часть беженцев и эвакуированных во время войны – из Харькова, Киева, Сум, Мариуполя. В 1954 году много завербованных молодых украинцев привезли в Карабаш, где расширялось производство на медеплавильном заводе, открывалась новая шахта. После распада СССР в 1991 году отток в независимую Украину был небольшим. Украинцы стали приезжать в область из Казахстана и Средней Азии.

Наши герои в области живут повсеместно. Больше всего – в Агаповском, Верхнеуральском, Октябрьском, Троицком, Чесменском и Варненском районах, в Магнитогорске, Златоусте, Еманжелинске. Гаяз Самигулов заметил, что троицкая вишня – украинская, адаптированная к местным условиям. Традиции нашего садоводства во многом связаны с украинцами.


Ансамбль “Смерички” (деревня Сыры Троицкого района Челябинской области)

Наши украинцы

Иван Ромазан – легендарный генеральный директор ММК (1985-1991 годы работы). Украинские гены имели и имеют: бывший первый секретарь Челябинского обкома комсомола и вице-премьер правительства России, погибший на Кавказе, Виктор Поляничко ; ушедший недавно из жизни Вячеслав Назарец – председатель правления Челябинвестбанка, почетный гражданин Челябинска; челябинские москвичи – министр промышленности РФ Виктор Христенко , сенаторы Александр Починок и Константин Цыбко .


Председатель правления “Челябинсвестбанка”, почетный гражданин Челябинска Вячеслав Назарец ушел из жизни в 2010 году

Украинцем себя считает министр здравоохранения области Виталий Тесленко (он рассказал, что любит борщ, сало, анекдоты про хохлов, а обедать ходит в национальный ресторан «Журавлина» на улице Коммуны). В «национальный реестр» также входят: Павел Костенок – ректор Челябинского института музыки; Сергей Кравчук – депутат ЗСО из Коркино; Вячеслав Парубочий – бывший глава областной ГАИ; Орест Скремета – он с Западной Украины, руководил Регистрационной палатой области, сейчас заведует кафедрой дизайна в ЮУрГУ; глава Увельского района Анатолий Литовченко и его старший брат, бывший глава Чесменского района, а ныне ректор Троицкой ветеринарной академии Виктор Литовченко ; глава Карабаша Вячеслав Ягодинец – дед был репрессирован с Украины на Дальний Восток; глава Коркинского района Геннадий Усенко .

Среди наших героев немало журналистов: бывшие заместители главных редакторов – «Челябинского рабочего» Борис Швец и газеты «Комсомолец» – Ганна Рудько (в редакции ходила с роскошной косой, «гарно спивала»); бессменный собкор ИТАР-ТАСС Евгений Ткаченко (он с Мариуполя, от бабушки перенял искусство вяления рыбы, в область приехал с отцом-военнослужащим, который отвечал за работу наших атомщиков на «Маяке»); главный редактор журнала «Выбирай» Елена Попова ; телевизионщики «Восточного экспресса» Светлана Бацан и Валерий Китченко ; Мария Шраменко и Михаил Штаюра с сайта 74.ru.

В числе украинцев – владелец и генеральный директор челябинской фабрики кондитерских изделий «Звезды Севера» Олег Мнушко , декан спортфака ЧГПУ Виктор Макаренко , в «Тракторе» играет Константин Касянчук . Из Челябинска знаменитый российский кинорежиссер-документалист Сергей Мирошниченко . Особое место среди челябинских хохлов занимает выходец из китайского Харбина филолог Георгий Богдан .

Объединения, ансамбли

К моему сожалению и удивлению, областного национально-культурного центра украинцев у нас нет. Одно время его хотел создать Василий Вексей , но что-то не срослось. А в городах и районах Южного Урала организаций украинцев хватает.

Одна из самых заметных – клуб «Вира, надия, любовь» при Троицком ДК имени Луначарского, которым руководит Лидия Ковальчук . Его основал бывший военнослужащий, уроженец Западной Украины Орест Ковальчук – покойный муж Галины Григорьевны (ее девичья фамилия Сушко). Шесть лет назад он ушел из жизни. В ДК Луначарского есть национальный музей, украинцы сходятся на Рождество – наряжаются в свою одежду и начинают колядки. На Пасху тоже все вместе. Готовят галушки, вареники с картошкой. При клубе есть женский вокальный ансамбль «Лелеки» . Дома Лидия Григорьевна оставляет нетронутой комнату мужа, который был очень предан своей культуре. В ней висят иконы, которые привезли с Украины. Они накрыты рушниками. Для дочери Елены и внучки Елены все украинское естественно.


Троичане Лидия и Орест Ковальчуки

В деревне Сары Троицкого района есть вокальный ансамбль «Смерички» (голубая ель), которым руководит Галина Рябошапка . Когда мужа Николая Рябошапку перевели управляющим в Сары, она пошла в местный клуб и вскоре организовала ансамбль. Деревня их маленькая, всего две улицы, 200 душ, но есть кому петь украинские песни! В коллектив пришла и старшая сестра Галины Васильевны Лидия Майборода . В 1988 году «Смерички» впервые выступили на районном смотре, в 2001-м стали народным коллективом.


Солистки “Смеричек” на улицах деревни Сары Троицкого района Челябинской области

В Еманжелинске есть вокальный ансамбль «Квитка» (цветок), у истоков которого стояла уроженка Сумской области Тамара Шумакова . Она выросла в поселке Красногорском, окончила культпросветучилище. О своих национальных корнях вспомнила в 1991 году на международном конкурсе украинской песни во Львове, где получила вторую премию. Вернувшись в Еманжелинск, создала во Дворце культуры имени Пушкина ансамбль. В коллектив вошли люди разных национальностей. Сейчас «Квитка» – народный ансамбль, лауреат всероссийских конкурсов, Тамара Николаевна руководит им вместе с мужем, музыкантом Александром Шумаковым. Особым успехом пользуется «венок» из популярных украинских песен («Несе Галя воду», «Ты ж мине пидманула» и других).

В Магнитогорске есть ансамбль украинской песни «Ластивка» (ласточка), которым руководит Лариса Никитина . В городе также появился ресторан «Диканька» , где шеф-поваром работает Михаил Гусаренко из Одессы. А национальный колорит создает ансамбль народной песни «Ранетки» . Изюминки заведения – празднование дня рождения Гоголя (актеры показывают сценки из «Вечеров на хуторе близ Диканьки») и «Дня сала» (из любимого продукта изготавливаются разные предметы, недавно выложили карту Украины).

…На прощание Лидия Ковальчук показала мне рушники и мужские сорочки, которые сама вышивала. Вышивке украинским крестиком она научилась еще в детстве. В ней две главные нитки – красная и черная.

Первая символизирует любовь, вторая – журбу (печаль). И эти два цвета, как в жизни, борются друг с другом. Красного у мастерицы получается больше. Когда украинская мать провожает сына и дарит ему в дорогу изделие с собственной вышивкой, это не просто вещь, а оберег.

Довбня и компания

Объединения бывают и неформальные. Об одном рассказал руководитель челябинского рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня , украинские предки которого прибыли в Федоровский район соседней Кустанайской области во время столыпинской реформы. Дед Дмитрия Григорий Андреевич окончил летное училище, воевал. После Великой Отечественной обосновался в Челябинске, преподавал в училище штурманов. Отец Александр Григорьевич родился уже в Челябинске, всю жизнь работает анодчиком на цинковом заводе. В 1973 году появился на свет Дмитрий, он выпускник ЮУрГУ. В детстве и юности у него были друзья разных национальностей, но так получилось, что костяк их компании составляют именно украинцы. Помимо Дмитрия Довбни это Станислав Кириленко, Дмитрий Еременко, Андрей Бачинский (предприниматели), Александр Руденко (начальник управления экономики администрации Челябинска) и Сергей Колесник (депутат Челябинской городской Думы). Последний в нашем разговоре заметил, что не считает себя 100-процентным украинцем, но тут же добавил, что у него есть родственники в Сумской области, а отец Валерий Николаевич, как выпьет, так поет «Распрягайте, хлопцы, кони!» и «К чему ж я ни сокил». «А в нашей компании всегда запевает Александр, – рассказывает Дмитрий. – У него прадед переехал с Украины в Оренбуржье, а украинские песни научила понимать мама. Он начинает, а мы подтягиваем: «Мисична, мисична» или «Червона рута».

Полина

На факультете журналистики ЧелГУ работает Полина Горпиняк , кандидат филологических наук, доцент.


Челябинка Полина Горпиняк почувствовала себя в родной стихии возле ресторана “Журавлина”

- Мои мама и папа из Днепродзержинска Днепропетровской области, – рассказывает она. – Они учились в Челябинском институте физкультуры и остались в городе. Сюда же чуть раньше переехали дедушка с бабушкой, они геологи. В Челябинске у меня также есть два двоюродных брата и сестра. Дедушка Павел Трофимович Горпиняк ушел из жизни в 2010 году. Он с детства мне внушал: «У тебя 75 процентов украинской крови!» Дедуля был похож на Тараса Бульбу, а характером – на героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. У него такой же хитрый прищур, юмор, доброта. Дедушка умел рассмешить, побалагурить за столом, говорят, я отчасти у него это переняла. Павел Трофимович поддерживал единство семьи. Мы все умеем готовить и любим есть вареники с вишней, борщи, щи и сало (друзья опасаются за мое здоровье, когда с удовольствием уплетаю этот культовый украинский продукт). А дедушка со времен своего голодного детства любил шкварки от сала, когда их добавляют в борщ и суп, он также жарил их вместе с картошкой. Павел Трофимович вообще трепетно к еде относился, хотел, чтоб стол был полный, чтоб все были сыты и довольны. Брату однажды сделал четырехэтажный бутерброд, он его заглатывал как удав! Так, как дедушка читал мне «Вечера на хуторе…» или «Кобзаря» Шевченко, ни один артист не сможет. А мама привила любовь к украинской песне. С удовольствием слушаю трио «Маренич». Меня еще в детстве свозили в Украину. Помню сестру деда, его племянников – колоритные такие хохлы, мощные. Никогда не забуду, как мы переправлялись по канатной дороге через Днепр – мне, крохе, казалось, что это бесконечное путешествие! Мы, Горпиняки, сами не замечаем, но окружающие говорят, что «гэкаем». Недавно папин друг подарил свитку, это такая расшитая сорочка, я в ней как настоящая хохлушка, с удовольствием хожу в таком наряде на работу. А еще мне нравится, что моя фамилия в женском варианте не склоняется, я ее никогда не поменяю!


Челябинцы Екатерина и Павел Трофимович Горпиняк

Компанейские и певучие

Собеседники отмечали певучесть наших героев. От природы музыкальные украинцы знают свои песни так, как, наверное, редко знает какой-то другой народ. Эти же напевы любят и многие россияне, настолько они мелодичные и искренние. Все также отметили, что украинцы громкоголосые, как итальянцы. Друг нашей семьи, уроженка Запорожья Светлана Попова любит поговорить, как Верка Сердючка, она стала это делать задолго до появления карикатурного образа Андрея Данилко. Мои эксперты также отмечают красоту и живость украинских женщин. «Я не видела ни одной хохлушки, которая была бы не веселой, не озорной и не энергичной». А в целом украинцы – удивительно компанейский народ. «В какой бы город, в какую страну я ни приехал на журналистскую тусовку, все неизменно заканчивается тем, что мы вечером сидим и выпиваем у украинских коллег», – с улыбкой говорит главный редактор «Челябинского рабочего» Борис Киршин . Для украинцев важно хорошо встретить гостя – угостить, расположить его к себе. А троичанин Орест Ковальчук делал красивую мебель за полцены, а то и бесплатно. Стоит также сказать о глубокой религиозности и рискованности украинцев. В советское время директору Дома культуры Галине Ковальчук, которую еще в детстве крестила бабушка Антонина Ивановна, велели продемонстрировать детям фильмы о вреде религии. Она поступила просто: не показала ни одной картины, но в отчете написала так, как хотелось идеологическому начальству. Дмитрий Довбня отметил украинское стремление все доводить до логического конца, которое порой перерастает в упрямство. «В работе и дружбе украинцы надежные люди, на них можно положиться, – сказал он. – Еще я бы выделил украинское «кулачество» – в хорошем смысле, желание добротно, качественно обустроить свою жизнь, это, наверное, на генетическом уровне идет от хуторства».

Украинская кухня

Центральное место в кухне занимает хлеб из ржаной и пшеничной муки. Есть и несколько видов пресного хлеба. Из него делают галушки. Украинская кухня подарила миру борщ. В основе любого борща – создание наваристого бульона (юшки) и легкого обжаривания и пассерования овощной заправки перед тем, как поместить ее в кастрюлю. Не менее типичным украинским блюдом являются вареники. В них обычно используется растительная, овощная или ягодная начинка. Существуют вареники с вишней, картошкой, капустой или творогом. Галина Рябошапка рассказала, что помимо борща любит готовить голубцы и пироги с капустой паланэци – они больше, чем у русских. Готовит также узвар (компот). А из спиртного наши украинцы пьют горилку или бурачанку.

Как вам живется на Южном Урале?

Юрий Прокопенко, менеджер, Челябинск:

- Мои предки переехали в наши края с Украины в начале XX века. Национальные традиции в семье поддерживала бабушка Алена. От нее осталась икона. А у нас с братьями до последнего времени только фамилия была украинская. Хотя мы с удовольствием лепим вареники, знаем секреты откармливания свиней и приготовления сала. Недавно с детьми побывали на Украине. В Днепропетровске я почувствовал необъяснимое волнение, понял, что все вокруг – мое, близкое. Вернувшись домой, пытаюсь воспроизвести в себе это щемящее чувство. Пока не очень получается…

Анекдот про украинцев

Разговаривают два украинца. «Ты слышал, что от сала появляется склероз?!» – «То-то я думаю, что когда с утра сальца съем, то целый день не помню, что есть хочется…»

Украинский борщ

Состав: 5 литров воды, мясо – 600-700 г, картофель – 2-3 шт., свекла – 1 шт., лук репчатый – 2 шт., морковь – 2 шт., томатная паста – 2 cт. ложки, помидоры – 2-3 шт., болгарский перец – 1 шт., капуста, зелень, маленький кусочек старого сала, 1 зубчик чеснока, соль.

Приготовление . Мясо варить до готовности. Порезать кубиками картофель, положить в бульон. На сковороде обжарить свеклу, нарезанную соломкой. Добавить лук, нарезанный кубиками, и морковь (тоже кубиками). Обжарить до золотистого цвета. Добавить томатную пасту и помидоры, натертые на терке (без кожуры). Когда помидоры немного загустеют, влить стакан бульона. Туда же добавить болгарский перец, порезанный кубиками. Тушить минут 10. И шинковать капусту. Картофель почти готов – положить зажарку в бульон, закипит – добавить капусту и много зелени. Покипятить минут 5 и дальше – это главный секрет! – взять малюсенький кусочек старого сала и зубок чеснока, размельчить в ступке и бросить в борщ. И сразу же выключить плиту.



Нарядиться в украинца мне помогли на хореографическом факультете Челябинской академии искусства и культуры. Облачившись в этот наряд, почувствовал себя не совсем адекватно. Сразу подумал, что хохол в шароварах не должен быть статичным, и сделал некое танцевальное па. Получилось довольно нелепо – нет у меня украинского темперамента…

Украинки во всем мире славятся красотой.
Источник: MediaЗавод