Приветствуем Вас на сайте НКА Украина
Информация о мероприятиях
К 80-летию спецпереселения на Европейский Север
19.06.2010
К 80-летию спецпереселения на Европейский Север
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ-УКРАИНЦЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 1930-1950-е ГОДЫ
Н.М.Игнатова
(Продолжение …)
Украинцы также, как и другие национальные группы, например, немцы и поляки, имели особенности характера и поведения, проявившегося, в том числе на спецпоселениях. Например, среди спецпереселенцев ОУНовцев фиксировался во второй половине 1940-х гг. самый высокий уровень побегов. Для всех категорий спецпереселенцев общими причинами побегов было стремление выехать на прежнее место жительства или к родственникам в других регионах СССР, материальная необеспеченность и суровые климатические условия.
Среди ОУНовцев были сильно распространены так называемые побеговые настроения. Например, в Архангельской области в 1945г в среде ОУНовцев были зафиксированы следующие настроения: «Здесь вы с голоду подохнете. Я буду здесь жить только до весны, если бы не больная жена, я бы в пути следования ещё ушел»; Нам только дожить до тепла, а дальше жить здесь мы ни в коем не будем, убежим на родину»; «Лес рубить мы не собираемся, и жить здесь не будем». Аналогичные настроения были распространены и Коми АССР.
В справке МВД СССР на 1 октября 1948г. о борьбе с побегами спецпереселенцев указывалось, что из 2104751 спецпереселенца в целом по стране в течение 1948г. бежали с мест поселений 77541чел., из них 56586 были задержаны, остальные находились в бегах. В официальных документах отмечалось, что побегов в 1940-е гг. было меньше, чем в 1930-е гг., но их уровень по–прежнему оставался высоким. Так, за 1944г., по данным МВД Коми АССР, из спецпереселенцев бежали 146чел., их которых 90чел. были задержаны. На 1947г. в Коми АССР в бегах находилось 846 спецпереселенцев.
Как указывалось в документах, «самым неблагополучным в отношении побегов» являлись ОУНовцы. Например, в Архангельской области в 1946г. бежало всего 916чел., при этом на ОУНовцев приходилось 92% бежавших, в то время как в общем количестве всех спецпереселенцев ОУНовцы составляли только 13%. В 1949г. у большинства ОУНовцев истекал 5-летний срок ссылки, у некоторых срок уже кончился, увеличились настроения «если своевременно не освободят, убегу». И количество побегов среди ОУНовцев вновь возросло. На 1 января1950г. состояло в розыске по Архангельской области ОУНовцев – 82, немцев – 12 и «власовцев» - 3чел. На 1 сентября 1950г. в Коми АССР проживали в режиме спецпоселения 8165 «власовцев», 11015 немцев, 3169 ОУНовцев, 601 литовец, 5102 «бывших кулака» и 128 ссыльных, всего 28180чел. Самый высокий уровень побегов был зафиксирован также, как и в Архангельской области, среди ОУНовцев. В Коми АССР числились сбежавшими на 1 декабря 1950г. 167 ОУНовцев, 56 немцев, 62 литовца и 26 «власовцев».
Для ОУНовцев в целом был характерен высокий уровень протеста. Помимо побегов были зафиксированы также стихийные выступления. Забастовки заканчивались, как правили, арестами, но иногда бастующие добивались выполнения своих требований. Как вспоминает Н.Дубская о жизни ОУНовцев, женщины после прибытия в с.Усть-Уса Коми АССР не имели никакой одежды, пригодной для работы в лесу. В лес на работу они были отправлены «без сапог, в рваных тапках, без штанов , без рукавиц». Одна из женщин взбунтовалась. Комендант ругался, угрожал каторгой, однако утром повел женщин на склад и выдал резиновые сапоги, куртки, брюки, рукавицы. «Одежда была старая, но не рваная. Это была первая победа…».
Украинцы, как и многие другие спецпереселенцы, были религиозны, что неоднократно отмечалось в документах. Многие спецпереселенцы, не скрываясь, в бараках вешали иконы и молились. В частности, в книге воспоминаний Н.Дубовской о жизни спецпереселенцев членов семей ОУНовцев в 1945г. описывается: «По воскресеньям… женщины отсыпались… Матушка Мария (бывшая монахиня – Н.И.)… вдали от родины вела монашескую жизнь, соблюдая посты… Она добровольно взяла на себя роль священника… Проводила проповеди, отпевала умерших. Послушать её проповеди приходили ссыльные и других бараков. Работала она на лесоповале, наравне со всеми. Но женщины её жалели, оберегали, как могли, от непосильного труда.
Сохранение религиозности было характерно для советской деревни в целом. Например, в Вологодской области крестьяне продолжали соблюдать религиозные праздники и обряды. На премирование работы в день религиозного праздника высказывались: «Неужели кто променяет религиозный праздник на восьмушку махорки».
Украинцы отличались также тем, что постоянно пели, в дороге, на работе, в бараках, чем раздражали тех, кто их контролировал. Исполнение песен было одной из форм сохранения национальных традиций. Как указывается в воспоминаниях бывших спецпереселенцев, песни они пели постоянно, особенно это было характерно для украинцев. В указанной выше книге , например, описывается, что спецпереселенцы-ОУНовцы в дороге по пути в Коми АССР, в вагоне в канун Нового года пели гимн Сичовых стрельцов «Боже великий, единый, нам Украину хвали…» Эту песню подхватил весь вагон. За вечер было спето много песен. Рождество тоже справляли всем вагоном и тоже пели украинские песни».
(продолжение…)
Добавить комментарий |