Украинцы в судьбе Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Официальной датой рождения театра считается 26 августа 1958 года, когда в дни празднования Коми автономии премьерой оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» в постановке ленинградского профессора и композитора Александра Киреева состоялось открытие республиканского музыкального театра Коми АССР. Правительством РСФСР этот факт был воспринят неоднозначно, тем более что такие моменты обычно согласовывались с Советом Министров СССР. Тем не менее, просьба Совета Министров Коми АССР о включении музыкального театра в народно-хозяйственный план 1958 года и выделении дотации в сумме 1260 тысяч рублей, что, кстати, вдвое превышало бюджет Республиканского драматического театра, была удовлетворена. Театр начал работать, не имея ни базы, ни помещения. Совет Министров Коми АССР выделил средства на пристройку к залу Облпрофсовета сцены и подсобных помещений.

Первоначально творческий коллектив музыкального театра состоял из 104 человек. Художественное руководство возглавил Борис Дейнека. Личность легендарная: советский певец, выпускник ГИТИСа, солист Всесоюзного радиокомитета. Будучи репрессированным, несколько лет был ведущим солистом и артистом Воркутинского музыкально-драматического театра. Вообще, роль репрессированных артистов в становлении музыкального театра трудно переоценить. В их числе исполнительница партии Татьяны в первом спектакле музыкального театра «Евгений Онегин» – Валентина Ищенко, которая, как известно, много лет была солисткой Воркутинского лагерного театра. Четверть века Валентина Мефодиевна являлась ведущей солисткой республиканского музыкального театра, исполняя основные партии и в опере, и в оперетте, и в постановках национального репертуара. В 1960 году обладательнице выразительного драматического сопрано было присвоено звание заслуженной артистки Коми АССР. В истории республики это был первый случай, когда столь высокого звания была удостоена нереабилитированная актриса. Из числа репрессированных был и первый дирижер театра Владимир Каплун-Владимирский, который до этого без малого двадцать лет прослужил в оперных театрах и симфонических оркестрах Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Харбина, а после находился в заключении в Ухте, где организовал первый симфонический оркестр.

Марина ЩЕРБИНИНА. (газ.Республика№ 206 (3880)
7 ноября 2008 г.)