Українські діячі мистецтв в таборах Комі

Про «спецконтингент» з України на островах «Архіпелагу ГУЛАГ» в європейській Півночі

 

В ГУЛАГе среди высококвалифицированных артистов лагерных театров Коми значительную часть составляли представители украинской национальности. Так, одним из первых художественных руководителей Ухтинского лагерного театра был ведущий артист Харьковского украинского театра им. Т.Шевченко Иосиф Иосифович Гирняк. Отсутствие в репертуаре современных пьес Иосиф Гирняк восполнял постановкой спектаклей по юмористическим рассказам известного украинского писателя Павла Михайловича Губенко, литературный псевдоним Остап Вишня. Сатирик и юморист отбывал срок в лагерном поселении Кедровый Шор Печорского района по ст.58 в период 1933-1943 годов.

В том же театре, уроженец Полтавской области, композитор и дирижер Павел Боцюк, организовал мужскую хоровую капеллу, основу которой составляли украинцы. Несмотря на статус заключенного он продолжал создавать музыкальные произведения. Известны его «Ухтинский вальс» на стихи Лидина-Барятинского, «Ухтинский марш» и др.

Позже Захар Сердюк, выпускник Пражской консерватории, до заключения работавший заведующим литературно-музыкальной частью Всеукраинского радиовещания в Киеве, из капеллы создал и возглавил хор лагерного театра. В становление Государственного музыкального театра Коми АССР большой вклад внесли солисты Воркутинского лагерного театра Борис Степанович Дейнека и Валентина Мефодьевна Ищенко.

Борис Степанович Дейнека (1902-1984), выпускник Московской консерватории, а затем аспирантуры, оперный певец - бас, лауреат Собиновской премии, в исполнении которого впервые по Всесоюзному радио прозвучала патриотическая песня И.Дунаевского «Широка страна моя родная», автор 40 звукозаписей оперных партий, арий и романсов на Всесоюзной фабрик звукозаписи в 1934-1936гг. В 1942г. был осужден и по ст.58 и приговорен к восьми годам заключения. Отбывал наказание в Воркутлаге, где с таким же арестантом, бывшим художественным руководителем Большого театра Союза ССР, Заслуженным артистом РСФСР Борис Борисом Аркадьевичем Мордвиновым организовали лагерный музыкально-драматический театр. После освобождения в 1953 Дейнека обратился в правительство Коми с инициативой об организации в Сыктывкаре музыкального театра. В 1957г. вышло Постановление Совета Министров Коми АССР «Об организации музыкального театра в Сыктывкаре». Большинство труппы составляли «спецконтингент» и освобожденные из лагерей. Б. Дейнека был удостоен почетного звания «Народный артист Коми АССР».

ihenko.jpg

Валентина Мефодьевна Ищенко в течении 25 лет являлась ведущей солисткой труппы Сыктывкарского музыкального театра. Она родилась 23 февраля 1918 года в Киеве. До войны успела закончить три курса вокального отделения Киевской консерватории. Пела в Полтавском оперном театре. В 1946г. была осуждена по ст.58 и этапирована в Воркутлаг. После освобождения в 1952г. в течении двух лет ей было запрещено петь в связи с запретом работать в «идеологическом» учреждении. В 1955г. в период политической «оттепели» В.Ищенко начинает концертную деятельность и уже в 1960р., ей, первой в республике из не реабилитированных работников культуры, присваивается звание заслуженной артистки Коми АССР.

Яков Сергеевич Перепелица, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Коми АССР (1927-1999гг.) в восьмилетнем возрасте в составе семьи раскулаченных в 1935г. был выслан из Липетского района Харьковской области в  Коми АССР. В Сыктывкаре окончил музыкальную школу, затем музыкальное училище по классу баяна. Творческий путь начинал в Усть-Куломском колхозно-совхозном театр летом 1941 г. В 1942-1956гг. работал сначала концертмейстером, затем хормейстером Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР. С целью пополнения репертуара Я.Перепелица осуществлял записи коми народных песен, разъезжая с концертами по районам республики. По мнению Коми композитора Прометея Ионовича Читсалева, творчество Я.Перепелицы расширило границы коми национальной музыки, способствовало развитию песенных форм.

kohanchuk.jpg

Ольга Васильевна Коханчук вписала яркую страницу в истории становления Коми Государственного музыкального театра, Солистка балета, исполнительница одной из главных партий балета «Яг-Морт». Родилась Ольга Васильевна в 1942 году в городе Константиновка Донецкой области. Школьные годы прошли в Сыктывкаре. Училась в Пермском государственном хореографическом училище, затем работала солисткой балета Коми государственного музыкального театра. За большой вклад в развитие национальной хореографической культуры Ольга Коханчук удостоена звания народной артистки Коми АССР, награждена «Знаком Почета». За достигнуты творческие успехи музыкальный театр Коми АССР в 1992г. получил более высокий статус - Государственный Театр оперы и балета Республики Коми.

Довідки:


vishnja.jpg

Остап Ви́шня (13 листопада 1889 — 28 вересня 1956, Київ) — український письменник, гуморист і сатирик. Справжні ім'я, по батькові, прізвище — Павло Михайлович Губенко.

Народився на хуторі Чечва біля містечка Грунь Зіньківського повіту на Полтавщині (нині Охтирський район Сумської області) в багатодітній (17 дітей) селянській сім'ї. Закінчив початкову, потім двокласну школу в Зінькові, згодом продовжив навчання в Київській військово-фельдшерській школі, після закінчення якої (1907) працював фельдшером — спочатку в армії, а з часом — у хірургічному відділі лікарні Південно-Західних залізниць. Та, як згадував письменник, він не збирався присвятити себе медицині — тож, працюючи в лікарні, займався самоосвітою, склав екстерном екзамен за гімназію і 1917 вступив до Київського університету; одначе скоро залишив навчання і повністю віддався журналістській і літературній праці.

Перший надрукований твір Остапа Вишні — «Демократичні реформи Денікіна» — побачив світ за підписом «П. Грунський» у Кам'янці-Подільському в газеті «Народна воля» 2 листопада 1919.

В цій же газеті було надруковано ще кілька фейлетонів молодого письменника, а з квітня 1921, коли він став працівником республіканської газети «Вісті ВУЦВК», розпочався період його активної творчості і систематичних виступів у пресі. Псевдонім Остап Вишня вперше з'явився 22 липня 1921 в «Селянській правді» під фейлетоном «Чудака, їй-богу!».

В 1933 р. гуморист був звинувачений в контрреволюційній діяльності й тероризмі, зокрема в замаху на товариша Постишева під час жовтневої демонстрації, і незаконно репресований. Зміг повернутись до літературної праці лише 1943. Вишню перекидають просто із арештантського барака на Печорі в письменницький кабінет у Києві. Він мусив своїми гуморесками спростовувати наклепи «націоналістів», нібито улюбленця цілої України — Вишню — закатувала Москва, і висміяти «буржуазних націоналістів» та насамперед УПА. Так у 1945—1946 з'явилась «Самостійна дірка» Остапа Вишні — голос гумориста з могили. «Буржуазні націоналісти» й повстанці привітали воскресіння Остапа Вишні, частину заслуги в якому цілком слушно приписали і собі, та подякували гумористові, що він першим у широкій радянській пресі поінформував світ, що УПА ще й досі живе і бореться.

vishnja2.jpg

Могила Остапа Вишні на Байковому кладовищі в Києві. Першим твором, що знаменував повернення письменника до літературної праці, стала «Зенітка». Звичайно, цей, другий і останній період творчості, був далеко не простим для Павла Михайловича. Можливо саме для того, щоб приховати свою справжню сатиру, він відточує образ героя-оповідача, мудрого, дотепного, занозистого часом, але сумного.

Остап Вишня проводив і велику громадську роботу. Він брав участь у діяльності літературних об'єднань «Плуг» і «Гарт», в організаціі та редагуванні, разом з Е. Блакитним, перших двох номерів журналу «Червоний перець» (1922) і продовжив працю в цьому журналі, коли 1927 р. було поновлено його вихід. Відома робота Остапа Вишні в оргкомітеті Спілки письменників. Після війни Остап Вишня став членом редколегії журналу «Перець» і активним його співпрацівником.

З Вишні був бездоганно вірний друг і товариш. Його знайомі оповідають, що він рятував своїх товаришів матеріально і гумором в підвалах ЧК, де він сидів десь із кінця 1919 до весни 1921; і в тюрмі НКВС у Харкові, де він сидів з 26 грудня 1933 до весни 1934, і в концтаборі на Печорі 1934—1943 pp. Коли 1931 був арештований Максим Рильський, з яким Вишня дружив так само міцно, як з Хвильовим, Кулішем і Досвітнім, то Вишня, не боячись накликати на себе гнів НКВС, кинувся з Харкова до Києва на допомогу безрадній родині поета, а після щасливого звільнення Рильського з тюрми — забрав його до себе в Харків на кілька тижнів у гості.

У 1955 був реабілітований судовими органами. Помер 28 вересня 1956 року.

У своїй творах Остап Вишня найбільше атакував слабкості свої, своїх земляків, вважаючи, за Гоголем, що «кому вже немає духу посміятися з власних хиб своїх, краще тому вік не сміятися». Особливо нещадно висміював Вишня слабість в українців інстинкту громадської і національної єдності, їхню інертність, всі ті анахронічні риси в психології та мисленні українця, що так дорого обійшлись і обходяться Україні.

Остап Вишня здобув визнання самобутнього майстра української сатири і гумору. Започаткував новий жанр — усмішка.

Усмішка — це різновид фейлетону та гуморески. Ввів цей термін сам Остап Вишня. Пізніше він писав: "Хоч «фейлетон» уже й завоював у нас повне право на життя, та, на мою думку, слово «усмішка» найширше від «фейлетону». Автор «Вишневих усмішок» освоює і далі розвиває традиції вітчизняної та світової сатиричної літератури й народної творчості. Передусім традиції класиків (Гоголя і Шевченка, Щедріна і Франка, Мартовича і Чехова).


   Гирняк Иосиф Иосифович

Годы жизни

1895 - 1989

Биография

Актер, режиссер, педагог. Род. 14.04.1895 в мест. Струсов, Галиция. Украинец, обр. высшее. На 1934 - актер Харьковского театра-студии "Березиль". Арестован 07.01.1934, приговорен 21.05.1934 Коллегией ГПУ УССР по ст. 54-11 УК УССР к 3 г. ИТЛ. Прибыл в Ухтпечлаг в августе 1934 из Белбалтлага. Актер муз.-драм. театра-клуба им. И.И.Косолапкина Ухтпечлага. Освобожден 14.09.1936. Работал художественным руководителем театра Ухтпечлага до лета 1940. На 1940 - режиссер Черкасского драм. театра. В 1942-43 работал в Львовском оперном театре. Эмигрировал в США, в 1950-е – 1960-е один из создателей украинского театра "Слово" в Нью-Йорке. Умер в Нью-Йорке. 

 

Источники

Покаяние: Мартиролог. - Т. 9. - Ч. 1 / Сост. М.Б. Рогачев. - Сыктывкар, 2009, С. 302


 

http://uk.wikipedia.org/wiki

Борис Дейнека (1902 - 1984)

Борис Степанович Дейнека был солистом Всесоюзного радиокомитета. В его исполнении вся страна по утрам слушала песню "Широка страна моя родная".

За рассказанный анекдот певеца отправили в лагерь и он вместе с также репресированными артистами Пилявской и Печковским создали в Воркуте Театр оперетты, где играли и заключённые, и вольнонаёмные.

Несмотря на заключение, Дейнеке 30 июня 1945 года был разрешён творческий вечер, на котором он с успехом выступил с исполнением арий и романсов.

В 1955 году Дейнека стал выступать в концертах и лекциях-концертах в Сыктывкаре, пропагандируя классическую музыку и подготавливая почву для открытия Республиканского музыкального театра, который открылся в 1958 году.

Заслуги певца были отмечены званием Народного артиста Коми АССР.

С 1962 года, выйдя на пенсию, Дейнека жил в Москве.

Рот фронт (В.Кочетов - Т.Сикорская)

http://kkre-49.narod.ru/deineka.htm 

 

Валентина Ищенко принимает поздравления

В нынешнем феврале 90-летие отмечает заслуженная артистка Коми АССР, бывшая прима республиканского театра оперы и балета Валентина Мефодьевна Ищенко.

К знаменательной дате в Литературно-театральном музее им. Н.Дьяконова в Эжвинском районе Сыктывкара открылась выставка «И сколько чувств святых, прекрасных твой голос в сердце разбудил».

Названием вернисажа стали строчки из романса Даргомыжского, который многие годы с блеском исполняла со сцены В.Ищенко. В ее репертуаре почти за 40-летнюю актерскую жизнь были сотни романсов и оперных партий. Некоторые из них она исполнила еще до войны, на сценах родной Украины. Жизненные коллизии, не позволившие Ищенко избежать в годы войны оккупации, повлекли за собой арест и заключение. В 1947 году ее привезли в Воркуту, где почти сразу же она начала работать в лагерном театре. Здесь, на Севере, вновь пришли к ней слава и успех. После освобождения из лагеря в 1952 году Ищенко трудилась на разных работах в Воркуте, а в 1955-м приехала в Сыктывкар.

На выставке в ее честь представлены многочисленные фотокарточки, программки, афиши, даже флакончик от духов, переданные Валентиной Ищенко в дьяконовский музей. Валентина Мефодьевна рассказывала, как, будучи заключенной, после выступления она как-то получила поистине царский подарок – флакончик духов «Красная Москва». Прятать сокровище ей было негде, духи вызывали зависть всех обитательниц огромного женского барака. Но никто из женщин-солагерниц даже не покушался на это признание ее таланта. А флакончик от духов актриса долго хранила как память о самых тяжелых годах.

Сейчас Валентина Ищенко живет в Сыктывкаре.

Анна СИВКОВА. Газета «Республика», 8 февраля 2008 г. 

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/6066 

 

Коми балет "Яг морт" Якова Перепелицы

Композитор Яков Сергеевич Перепелица родился в 1927 году в селе Веселое, Липецкого района, Харьковской области. Музыкальное образование он получил в Сыктывкаре, окончив музыкальную школу и музыкальное училище по классу баяна. С пятнадцати лет он стал работать в ансамбле песни и пляски Коми АССР сначала баянистом–практикантом, а затем концертмейстером и хормейстером.

Как баянист–концертмейстер Перепелица давно известен в республике. Но широкая популярность пришла к нему после постановки балета "Яг Морт" (фотоальбом постановки 2007 года). На всероссийском смотре спектаклей, посвященных ХХII съезду КПСС, "Яг Морт" получил диплом первой степени и был показан в Москве в Кремлевском театре. А затем Коми музыкально–драматический театр с большим успехом показал балет в Ленинграде, Архангельске, Кирове, Ижевске и других городах России. В Коми АССР спектакль выдержал огромное количество постановок. Его видели сельские зрители и жители северных городов.

Задолго до постановки балета Перепелица стал писать песни. Начиная с 1950 года, он сочинил более ста песен на тексты коми и русских поэтов. В 1965 году увидел свет первый его авторский сборник "Северяночка", выпущенный Коми книжным издательством.

В последние годы Перепелица написал музыку к драматическим спектаклям "Квартет Николая Курочкина" Н.Дьяконова, "Макар Васька — сиктса зон" (фотоальбом постановки 2007 года) Г.Юшкова (об авторе), "Иркутская история" А.Арбузова и другим. В 1963 году республиканский музыкально–драматический театр поставил оперетту "Песни к звездам" (либретто Э.Попова, музыка Я. Перепелицы).

Заслуги композитора отмечены не раз. Он награжден почетной грамотой Верховного Совета Коми АССР, ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Коми АССР и заслуженного работника культуры РСФСР. В 1963 году он был избран депутатом Верховного Совета Коми АССР. Для рассказа о творчестве Перепелицы недостаточно небольшого раздела этой книги. Поэтому я ограничусь анализом наиболее интересного его произведения — балета "Яг Морт".

Успеху этого спектакля, кроме музыки, сопутствовали и другие компоненты: либретто Г.Тренева, весьма лаконичное и выразительное, а это несомненное достоинство музыкально драматического произведения (см.также либретто Б.Мягкова 2007 года); декорации и костюмы, превосходно выполненные художником В.Игнатовым. Наконец, постановщик и исполнители внесли свой вклад и немало способствовали успеху балета.

Постановку балета коллектив республиканского музыкально–драматического театра осуществил к 40–летию Коми АССР. Премьера спектакля состоялась 18 августа 1961 года.

Первый балет — это значительное событие в культурной жизни республики, требующее к себе внимательного отношения.

С незапамятных времен у народа коми бытуют сказания о Яг Морте (дословно: человек из бора), лесном чудовище и колдуне, который приносит людям горе и страдания. Народные легенды не раз привлекали поэтов. В XIX веке Иван Куратов (об авторе) написал поэму "Яг Морт" (сохранившиеся фрагменты поэмы Ивана Куратова). Почти через сто лет один из первых советских поэтов коми Михаил Лебедев (об авторе) обратился к той же теме (поэма Михаила Лебедева).

Взяв за основу эти поэмы, авторы балета заимствовали некоторых персонажей из других народных сказаний. Так, они ввели в действие Ёму (Бабу–Ягу коми сказок), влюбленную в Яг Морта и ревниво оберегающую его; появились лешие, водяные, лесные звери.

Что же в этом сказочном сюжете могло заинтересовать коллектив современного театра? Обращают на себя внимание образы Оксы (у которого Яг Морт похитил жену и, много лет спустя, дочь Райду) и Тугана, жениха Райды. Горе не сломило охотников, они призвали к борьбе своих односельчан. Чары колдуна бессильны против народа, сплотившегося вокруг смельчаков. Пронзенный стрелами, поднятый на рогатины Яг Морт умирает. Люди, объединенные стремлением к свободе, непобедимы — такова главная, актуальная мысль произведения.

Перепелице удалось написать оптимистическую, жизнерадостную, музыку. Мелодии балета очень "танцевальны" — сказался опыт, накопленный композитором за время работы в ансамбле песни и пляски Коми АССР. Он был тогда концертмейстером и нередко сочинял музыку для хореографических сцен.

Перепелица хорошо изучил народное творчество, собрал немало песен. В балете много элементов фольклора. Например, тема Мады (матери Райды, #58) в интонационно–ладовом отношении близка к народной мелодии "Утренняя заря". Интонация и ритм танца Яг Морта напоминают песни "Жила–была непутевая", "Доли–шели" (#59, Нотные примеры см. в Приложении). Но нигде в балете нет прямого, заимствования, голого цитирования.

http://foto11.com/komi/art/singing/osipov_book56.shtml

 

Ольга Васильевна Коханчук, педагог-репетитор

Педагогическую деятельность Ольги Васильевны Коханчук нельзя назвать работой - это служение, которое отмечено незыблемой преданностью театру "Русский балет", ставшему для нее синонимом жизненного пространства.

Ольга Васильевна родилась в Константиновке Донецкой области. Военное лихолетье определило тяготы времени и пути. С родителями девочка – подросток оказалась в Сыктывкаре. Затем в 19955 году в строку биографии вписалась Пермь, где Ольга Васильевна училась в хореографическом училище, которое окончила в 1961 году. Само перечисление педагогов вызывает душевный трепет: учеба началась с заветов Екатерины Николаевны Гейденрейх, а завершилась под пристальным взглядом Нинель Даниловны Сильванович, среди наставников Коханчух – Юлий Иосифович Плахт и Ксения Андреевна Есаулова.

«Когда я, получив от Вячеслава Михайловича приглашение стать педагогом-репетитором его труппы, начала работать с исполнителями, мы взяли курс на сохранение классики в её чистом виде,- рассказывает О. Коханчук. - Нам до самозабвения хотелось донести её до зрителей без позднейших наслоений. В то же время мы никогда не отказывались от поисков в сфере современной хореографии. Но при одном требовании – основой эксперимента должен быть классический танец. Однако, чтобы прийти к такому эстетическому императиву, мы перепробовали абсолютно всё. В «Русский балет» приглашались педагоги школы Марты Грэхем, мастера степа и брейк-данса.… Вот тогда-то мы поняли, что более совершенной и ёмкой системы, чем система классического танца – нет. Большое значение уделяется у нас ежедневному тренажу. Учитывая наличие в труппе выпускников разных учебных заведений, мы именно с помощью класса, который длится полтора часа и служит не только для разогрева, добиваемся единства школы и стиля. Учатся молодые танцовщики, а с ними – и я. Приходится не только соответствовать времени, но и в какой-то степени корректировать осознание молодёжью себя в профессии. Лучший пример – Вячеслав Михайлович! Такое глубокое, всепоглощающее отношение к своему делу встретишь редко. Быть соратником и единомышленником такого художника, руководителя, человека – большая честь и истинное удовольствие. Конечно, Гордеев – имя в искусстве, личность, ему очень многое под силу».

http://www.russballet.ru/rus/m3-kohanchuk.htm